Думаю, что тема эта намного сложнее, чем принято думать. Хотя бы потому, что очень много людей не верят в существование Сатаны-Дьявола как личности.
Строго говоря, слова "сатана" и "дьявол" не имена собственные. Они переводятся на русский как, соответственно, "противник Бога" и "клеветник на Бога". Но имени этой могущественной личности нет в Библии. Только апокрифы предлагают нам имя Люцифер.
Известно, что иногда имена собственные становятся именами нарицательными ("Джип", "Ксерокс" [на самом деле ~ "Зирэкс"] и т.п.), а имена нарицательные собственными ("Владимир", "Святослав" и т.п.). Поэтому я считаю возможным для себя писать "сатана-дьявол" как имя собственное. Ведь нет иного сатаны-дьявола.
Евгений предложил обсудить такие аспекты личности Сатаны-Дьявола:
----- начало цитаты -----
Какова мотивация поведения дьявола в евангельских событиях? После крещения и поста в пустыне дьявол искушает Иисуса. Потом вселяется в Иуду и подталкивает его открыть первосвященникам место нахождения Иисуса и в конце концов добивается Его смерти. Но почему? Ведь у дьявола, как и у человека должно быть право выбора. И он им пользуется. Почему же в этом случае дьявол ведёт себя как запрограммированный, делает именно то, что от него ожидают? Ведь у дьявола был выбор не скушать Иисуса, был выбор не противодействовать Его проповедям, а вложить в сердца фарисеев чувство безразличия и нерелигиозности, как у современных европейцев. Тем самым никто не стал бы распинать Иисуса (представьте такое в современном Риме!), и весь Божий план искупления грехов был бы сорван. Почему дьявол выбирает не противодействие Божьему плану, а показывает огромную личную заинтересованность в смерти Иисуса?
----- конец цитаты -----
Наверное, мы не сможем перейти к ним без некоторого предисловия, которое я и собираюсь написать в этой ветке обсуждения немного позднее.