Вот что я думаю о грехе Адама и Евы и наказании за него
Здравствуйте, Владимир и Артур.
Вы писали 5 июня 2006 г., 21:32:57:
Во-первых, чрезвычайно признателен Вам за очередное поднимание этой темы. И сегодня Господь сподобил по-настоящему серьезно взяться за нее, и вот что получилось (собрано из разных источников, но в основном Митр. Филарет (Дроздов); если заинтересует можете там еще много чего интересного прочитать, кстати очень аргументировано, вплоть до приведения слов на еврейском языке)
S>> А церковники просто запрещают познавать, но благами чужих познаний пользуются. Как это понимать?
В>>> По-моему, чересчур поспешное обобщение. С чего Вы взяли о запрете познавания ? Буквально об этом говорит, на моей памяти, разве что даосизм.
S>> Неважно кто и в какой мере. В Библии - это плод с древа познания, первородный грех для вкусившего его плода. Интересно, а какое это было яблоко на самом деле?
> Червивое, надо полагать
> Я "первородный грех" вообще грехом не считаю. Не знаю только,
> что официальная церковь полагает на этот счет.
Человек сотворен по образу Божию, а потому необходимая и высокая черта Бога есть свобода и она необходимо проявляется в Его образе. Свобода твари не исключает возможности делать зло, но укрепляется в добре опытами творения добра, которые постепенно, при содействии благодати, составляют добрый навык, и, наконец, нравственную невозможность делать зло. Из сего видно, что человек сотворенный свободным, необходимо должен был пройти путь испытания.
В чем заключается испытание: есть рай, кругом огромное количество деревьев: ешь с любого (широта поступков исполнения воли Божией).
Исполняешь послушание воли Божией (которое есть одна из составляющих добра) и приобретаешь навык в его творении (хотя еще и не знаешь зла).
Но есть одно дерево с которого запрещено вкушать (всего одно – узость поступков противоречащих воле Божией). Съешь - проявишь не послушание и откроется тебе весь спектр добра и зла, причем добро станет много уже (это узкий путь), а широта поступков противных воле Божией откроется неимоверная. Соответственно: исполняя послушание – ты творишь добро и постепенно допускаешься к работам по добру и злу в значительно больших масштабах (т.е. сперва дается пища молочная, пока зубы до твердой еще не доросли). Или еще сравнение: сперва научись дома жить прежде чем в пустыню выходить... Об этом пишет и Григорий Великий (очень аргументировано): вкушение с древа познания добра и зла было запрещено до времени (давно читал где-то, а теперь найти не могу)
Теперь само искушение:
1) "Подлинно ли Бог сказал: не ешьте плодов ни с какого дерева в саду?" - Ева же слышала другое и поэтому не преминула ответить, что змий ошибается и Бог сказал другое. {Кстати похожий (только не по сущности, а по психологии) прием применил Спаситель в беседе с самарянкой: на ее бытовой вопрос, сказанный между делом: "Почему ты иудей разговариваешь со мною, самарянкой?" Он не ответил на ее вопрос, но ответил так, что все ее внимание сосредоточилось на разговоре с Ним: "Если бы ты знала Кто разговаривает с тобою, то ты бы просила у него воды ... живой"} - не даром змий назван мудрейшим из всей твари.
Но Ева особое ударение в ответе поставила на наказание Божие за непослушание...
И змий тут же уловил это и снял этот запрет: "Не умрете", но чтобы показаться не противоречащим Богу, он преподносит жене толкование названия сего дерева. Ибо, как мы помним, лишь Адам имел мудрость понимания сути не только вещей бездушных, но всякой твари. Ева такого дара не имела (хотя и знала о наречении имен Адамом и их подчинении ему), поэтому змий и смог обмануть ее.
Жене показалось,
что (А)- это дерево хорошо в пищу,
(Б) - Приятно для очей,
(В) - вожделенно, ибо дает знание.
С уклонением от единства истины Божией во многочисленность собственных помыслов неразлучна множественность собственных желаний, не сосредоточенных в воле Божией. Эта самая множественность желаний именуется еще ПОХОТЬЮ, а она и является главною предтечею греха. "В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1, 13-15)
Апостол Иоанн Богослов различают три вида похоти, от которых происходят все грехи (т.е. все зло на земле): "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.." (1 Ин.2, 16-17). Вот и Ева увидела не сам плод, т.е. не то, чем он был,
но: (А) - похоть плоти;
(Б) - похоть очес;
(В) - гордость житейская...
кстати "жене показалось"... - это и есть тот "первородный грех", который живет в наших сердцах, а само вкушение запретного плода – это закономерный итог ПОХОТИ...
> "11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого
> и не просил себе долгой жизни, не просил себе
> богатства, не просил себе душ врагов твоих, но
> просил себе разума, чтоб уметь судить, -
> 12 вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе
> сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе
> не было прежде тебя, и после тебя не восстанет
> подобный тебе;"
> (3-я Царств 3, 11-12) (Это про Соломона)
Об этом и мудрейший из всех (о котором вы только что читали) Соломон писал: "Только это я нашел: что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы... (Еккл. 7, 29)"
А что дальше? А дальше начинается познание добра. т.е. действия совести. Совесть обличает Еву и она, думая её успокоить (напомню, знания сути вещей было дано Адаму) решила и другого довести до своего состояния (правда наверняка был и "благой" помысел - "Пусть и он станет, как Бог"). Тут совесть обличает и Адама, но он понял, что произошло нечто страшное и действуя опять-таки от ума (правда, уже осквернившегося грехом) пытается спрятаться от Бога (тоже пытаясь успокоить свою совесть)...
Но сотворивший грех - раб греху... (Ин. 8, 24) А если он раб греха, то уже не может служить другому Господину, и более того, недостоин и вкушения с древа жизни (ибо тогда грех станет вечным, что никак нельзя допустить)... Поэтому его изгоняют из рая, чтобы научился работать с тем, что он приобрел: преодолевать похоть и слушать голос совести.